За последние 50 лет частота серьезных нарушений развития речевого аппарата у детей в возрасте от 2 до 4 лет увеличилась в 10 раз. Родители не всегда адекватно оценивают расстройства речи у ребенка, приписывая их возрастным особенностям. В связи с этим часто упускается наиболее благоприятное время для коррекции. Детям с нарушениями речи труднее общаться со сверстниками и находиться в детском коллективе.
Формирование четкого произношения — один из основных навыков, которым должен овладеть ребенок на этапе подготовки к школе.
Когда нужна помощь логопедаСуществуют стандарты речевого развития ребенка:
Если к трем годам ребенок не произносит все звуки, необходима врачебная коррекция. После получения рекомендаций логопеда родителям необходимо организовывать домашние занятия артикуляционной гимнастикой, стимулирующей тренировку мышц полости рта. При регулярных упражнениях к пяти годам у ребенка формируется правильное произношение.
Самостоятельные попытки родителей исправить произношение звуков ребенком часто заканчиваются устойчивыми изменениями речевого аппарата, после которых занятия с профессиональным логопедом часто оказываются неэффективны. Логопедический массаж должен также выполняться специалистом, так как можно задеть нервные окончания полости рта и вызвать их спазм.
Логопедическое обследование необходимо ребенку в случае, если:
От манеры общения родителей с ребенком и между собой в значительной мере зависит формирование детской речи. При общении с ребенком рекомендуется соблюдать определенные правила: