Главная —
Услуги —
Миофункциональная гимнастика в работе логопеда
Миофункциональная гимнастика в работе логопеда
Миофукциональные нарушения – это снижение или повышение нормального тонуса жевательных и мимических мышц, возникающих при нарушениях функций зубочелюстной системы, которые оказывают большое влияние на формирование речи (дыхания, глотания, жевания, звукопроизношения и речи в целом).
Почему они возникают?
- Наследственный фактор (предрасположенность). Если у одного из родителей имеются нарушения зубо-челюстной системы, плоскостопие, узкие носовые проходы – это является провоцирующим фактором.
- Неблагоприятные роды и раннее развитие. При осложнениях во время родов, при частых простудных заболеваниях в раннем возрасте. Недостаточное пребывание на свежем воздухе приводит к хронической гипоксии.
- Ротовой тип дыхания. Ротовой тип дыхания приводит к тяжёлым последствиям:
- формируется аденоидный тип развития лицевых структур, характерный удлинением нижней трети лица;
- изменяется строение зубо-челюстной системы: формируется высокое нёбо, нарастает тонус в корне языка, формируется неправильное положение языка во рту;
- возникают недоразвитие гайморовых пазух, дети чаще болеют простудными заболеваниями, чаще болят зубы;
- слабость круговой мышцы рта, затрудненное смыкание губ;прокладывание языка между зубами, что ведёт к межзубному сигматизму и общей невнятности речи;
- формируются узкие ноздри и широкая переносица;
- развивается хроническая гипоксия - ребёнок быстро устаёт, истощается внимание, ослабевают мыслительные процессы.
- Неправильное грудное вскармливание. Когда грудь или бутылочку кладут на нижнюю челюсть, используя её как опору.
- При кормлении из бутылочки с большой прорезью формируется ленивое - инфантильное глотание.
- Из-за вредных привычек. К вредным привычкам, нарушающим естественное развитие челюстно-лицевой области ребенка, относятся:
- длительное сосание пустышки (до 3-х лет);
- сосание большого пальца, языка, различных предметов. Вытягивается передняя линия верхней челюсти, что может привести к формированию открытого переднего прикуса;
- прикусывание нижней губы, что приводит к неправильному формированию нижней челюсти;
- инфантильное глотание (с характерными движениям головы во время проталкивания комка ищи языком), что приводит к неправильным силовым воздействиям на детскую зубо-челюстную систему и может привести к неправильному формированию челюсти и наслоению зубов друг на друга;
- прокладывание языка между зубами;
- бруксизм, периодические приступообразные сокращения жевательных мышц во сне, сопровождающиеся сжатием челюстей и скрежетанием зубами;подкладывание кулачка под щеку и запрокидывание головы во время сна.
- Недостаточно сбалансирование жидкой-полужидкой-твёрдой пищи. Мышцы челюстной системы не получают достаточную нагрузку для формирования жевательных движений. Язык так же не дополучает достаточной нагрузки для переворачивания, продвижения и глотания твёрдой пищи. Формируется инфантильный тип глотания с помощью движения головы при глотании.
***Недостаточная нагрузка на зубо-челюстную систему и язык способствуют неправильному формированию роста верхней челюсти, повышения тонуса корня и спинки языка, снижению тонуса кончика языка, что в свою очередь ведёт к стойкому нарушенному звукопроизношению многих групп звуков.
- Из-за имеющихся нарушений осанки, плоскостопия.
Нарушение прикуса также говорит о нарушении осанки, возможно о развивающемся плоскостопии - так работают механизмы компенсации в растущем организме.
Развитие речи – сложный и многообразный процесс,для правильного осуществления которого необходимы: нормальная функция головного мозга, нервных проводящих путей и правильное развитие зубочелюстной системы.
Причинами неправильного произношения звуков могут быть такие аномалии речевого аппарата, как укороченная уздечка языка, готическое небо, сужение верхней челюсти, недоразвитие нижней челюсти с уплощением центрального ее участка при глубоком резцовом перекрытии.
В последнее время в логопедической работе стали практиковать комплекс миофункциональной гимнастики вместе с артикуляционной гимнастикой. При правильной подборке и нагрузке каждого упражнения, комплексы этих гимнастик дают хорошие результаты, особенно при признаках дизартрии, аномалии прикуса, инфантильном глотании, трудностях автоматизации звуков.
Комплекс миофункциональной гимнастики рекомендуется использовать с детьми, начиная с 2.5-3-х лет, у которых сформировались вредные привычки. Упражнения можно включать в комплексы утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке.
Такой комплексный подход будет способствовать:
- в результате регулярной миогимнастики у ребенка происходит коррекция типа дыхания, он меньше болеет простудными заболеваниями, насыщение крови кислородом улучшается;
- правильному формированию нёбного свода, зубо-челюстной системы и голосоведения;
- правильное формирование артикуляционных укладов и их переключаемости, что очень важно для формирования правильного произнесения звуков родной речи;
- более быстрому и устойчивому формированию артикуляционных навыков детей, имеющих звукопроизносительные расстройства при дизартрии, алалии;
- при своевременной нормализации мышечных функций челюстно-лицевой области, ускоренному продвижению ортодонтического лечения.