Если ребёнок внезапно стал заикаться, что могут сделать родители ребёнка?
На практике чаще всего мы сталкиваемся с двумя вариантами поведения родителей:
1. Страх и тревога. Родители переживают, судорожно ищут врача, обычно невролога, который проводит длинную диагностику и выписывает препараты. Мама и папа немного успокаиваются и начинают лечить своё чадо таблетками. Через месяц выясняется, что это не помогло, заикание не уходит.
2. Игнорирование. Родители, которые не готовы видеть проблемы ребёнка, не готовы принять, что их ребенок может иметь какие-либо «отклонения», выбирают путь «незамечания», отрицания заикания. Результат тот же — заикание не проходит либо усиливается.
Оба варианта ведут к тому, что ребенок будет продолжать заикаться, так как в обоих случаях остаются не выяснены возможные причины заикания. Остаются причины — остается заикание. Любая ситуация, связанная с нашим здоровьем, требует комплексной диагностики. Массу ошибок можно совершить, если не знать, что именно внутри человеческого организма «дало сбой», и начать лечить только внешние проявления. Важно понять, что не само заикание является проблемой.
Заикание — это лишь симптом, посредством которого проблема проявляется. Нарушения темпо-ритмической стороны речи могут иметь и физиологические, и психологические основы, а значит для их диагностирования нужны и логопед, и психолог.
1. Логопед. Проводя диагностику, логопеды отмечают нарушения дыхания, рассогласованность движений артикуляционного аппарата, а также слабый тонус мышц языка, перенапряжение мышц или сочетание этих нарушений. Если одни мышцы не выполняют свою функцию, то их нагрузку берут на себя другие, и вместо слаженной работы артикуляционного аппарата возникают трудности в произношении.
2. Психолог. Казалось бы, какая связь между психологией и заиканием? Опираясь на нашу многолетнюю практику, можем сказать, что почти любое заболевание, причина которого не ясна, связано с эмоциями, то есть психосоматично.
Что это значит? Эмоция или чувство, не находя выхода, «застревает» в теле, никуда не исчезая со временем. Даже если ребенок внешне спокоен, его невысказанная обида, или непроговоренная тревога, с которой он один на один, остается с ним и «болит». Вспомните, как часто заикание начинается с тревоги или нервного возбуждения.
Таким образом, перед началом работы с заиканием необходима комплексная диагностика, которая предполагает не только осмотр врача (консультация невролога), но и консультацию логопеда и психолога.
Всегда ли ребенку для улучшения речи нужны таблетки? Индивидуально, по показаниям. И, безусловно, не всем.
Логопед нужен ребенку, если заикание уже проявилось. Специалист научит расслаблять зажатые мышцы, активизирует и укрепит слабый тонус, расскажет и покажет, как правильно дышать. Неправильное дыхание ведет к нарушению в работе мышц речевого аппарата, и впоследствии, к нарушениям речи.
Психолог нужен ребенку, чтобы понять, что еще, помимо физиологии, влияет на речевой аппарат ребенка. Какие эмоции могут мешать его речи?
Речь - это средство общения человека с миром, ребенка - с родителями. Попробуйте взглянуть на свою семью немного со стороны. Понаблюдать за собой и за отношениями внутри семьи. Какие это отношения?
Слышат ли родители ребенка, или сами лучше знают, что ему надо? Умеет ли ребенок рассказать о своих эмоциях или желаниях, или старается не проявлять их перед другими людьми? Может ли он чувствовать себя комфортно или ему приходится постоянно тревожиться о чем-то?
Предлагаем вам ознакомиться со специальной анкетой и заполнить ее. Ответы на вопросы помогут вам посмотреть на то, что происходит внутри (в отношениях в семье), а не снаружи. Цель анкетирования — понять, что именно надо поменять, на чем сделать акцент, чтобы ребенок перестал испытывать эмоции, которые мешают ему говорить.
Заполнить анкету — это легкий первый шаг, но он позволит получить понимание, куда и как дальше двигаться!