Слуховой аппарат человека является важнейшим анализатором взаимодействия с окружающей средой. Отклонения в его развитии сказываются на качестве речи, усвоении слов на слух и ее понимании в целом.
Развитию слухового аппарата слабослышащих людей способствуют регулярные тренировки. Они представляют собой постоянное получение информации извне. Современные коррекционные методики позволяют формировать слуховое восприятие, а также связанное с ним произношение звуков и фразовую речь. Ранняя реабилитация (желательна в дошкольном возрасте) позволяет добиваться максимальных результатов.
Коррекцией речи слабослышащих людей занимаются следующие специалисты:
Во время занятий со слабослышащими людьми применяются как традиционные, так и современные методики. Они направлены:
Коррекция слуховых и речевых навыков осуществляется параллельно.
Мощным вспомогательным средством коррекции речи является развитие навыков чтения, письма и логического мышления. При тяжелой степени тугоухости используется пальцевая азбука. По мере необходимости применяются приемы взаимной компенсации анализаторов (используются слуховые и тактильные факторы), усиление звуков с помощью повышения голоса или использование специальной аппаратуры. По мере улучшения слуховых и речевых навыков используется техника самоконтроля с помощью микрофона.
Программы реабилитации слабослышащих пациентов составляются индивидуально после оценки слуховых возможностей, уровня устной и письменной речи, а также анатомических особенностей артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики больного. При этом учитываются сопутствующие факторы — когнитивные, зрительные и психологические.